Портретный жанр занимал значительное место в советской скульптуре. Подчас небольшой и чисто декоративный предмет способен вместить в себя целый пласт истории, культуры и искусства, соединив в одно и драму русского царя, и шедевр литературы, и гениальную музыку, и уникальное мастерство великого певца, и талант замечательного скульптора. В русском фарфоре одной из широко известных и любимых коллекционерами статуэток является композиция «Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова», созданная в 1922 году на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова.
Величественным и властным предстает Федор Шаляпин в образе Бориса Годунова в работе Якова Троупянского.
Молодой художник и скульптор, будучи студентом Петербургской академии художеств, неоднократно бывал на постановках с участием Шаляпина и, вероятно, был лично знаком с певцом. В воспоминаниях Троупянского остались восторженные заметки о вокале и артистическом таланте актера. Это восхищение стало творческим импульсом, который был реализован впоследствии.
Молодой художник и скульптор, будучи студентом Петербургской академии художеств, неоднократно бывал на постановках с участием Шаляпина и, вероятно, был лично знаком с певцом. В воспоминаниях Троупянского остались восторженные заметки о вокале и артистическом таланте актера. Это восхищение стало творческим импульсом, который был реализован впоследствии.
В 1922 году на Ленинградском фарфоровом заводе Троупянским была создана модель статуэтки «Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова». Ее серийный выпуск осуществлялся в 1930-1960-е годы. Напряженная поза Шаляпина, словно обернувшегося на смутный шорох, в сочетании с мимикой и черно-золотой гаммой росписи создают трагический образ царя, терзаемого муками совести. Точность жеста, убедительная характерность позы, мимика героя создают достоверный портретный образ.
Монументальность, переданная средствами малой пластики, удивительная проработка деталей костюма, пластика жестов позволяют считать это произведение настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства.
Монументальность, переданная средствами малой пластики, удивительная проработка деталей костюма, пластика жестов позволяют считать это произведение настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства.
Другие статьи
Сестра царя, царица акварели
400-летие царского дома Романовых – тема, трогающая отнюдь не только души монархистов. Романовы – не просто фамилия дина..
Симметрия душ
В понятии «талант-самородок» есть некая натяжка и неуклюжесть. Что-то геологическое, земляное, пыльноватое. Мол, э..
Сувениры королей
126 тыс. фунтов стерлингов (более 6 млн. руб) – такова стоимость фигурки танцовщика, созданной фарфоровой мануфактурой M..
Фарфор дороже золота
Предметы из фарфора прочно вошли в нашу жизнь, но далеко не каждый из нас знает истинную ценность старинного "белого зол..
Фарфор. Мгновение, оставленное в танце
Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я ..