Предметы из фарфора прочно вошли в нашу жизнь, но далеко не каждый из нас знает истинную ценность старинного "белого золота".
История фарфора насчитывает более трех тысяч лет и ни для кого не секрет, что родиной его был Китай. Для светской Европы фарфор сразу же стал предметом культа. Он хранился в сокровищницах королей, осколки его оформлялись в золотую оправу, как драгоценные камни. К сожалению, в наши дни производство фарфора упрощают, ускоряют, делают очень много репродукции и копий. Тем ценнее на этом фоне работа старых мастеров и художников. Она всегда останется эксклюзивной и неповторимой. Истинные изделия из фарфора уникальны и представляют собой не только художественную, но и историческую ценность.
В России история фарфора начиналась с Императорского фарфорового завода, основанного в 1744 году на берегах Невы.
Императорский фарфоровый завод выпускал фарфор только по заказу царского двора. Первый же частный завод, производивший продукцию для продажи, появился только в 1750–х годах. Его основатель, Франц Яковлевич Гарднер, прибыл в Россию из Англии. Чтобы наладить производство качественного фарфора, Гарднер выкупил из долговой ямы мастера по технологии производства фарфора Андрея Гребенщикова, переманил с Императорского завода мейсенского мастера Иоганна Миллера. В результате, фарфор, выпускаемый на предприятии Франца Яковлевича Гарднера, считался лучшим в России, и не имел равных соперников до середины 19века.
Победа в войне 1812 года дала толчок в сознании и самоопределении русской нации и это также способствовало новому витку в развитии фарфорового производства в России. Возникают небольшие частные заводы. Предметы из фарфора, произведенного на них, уникальны не только характерным для того времени стилем ампир, но еще и потому, что история жизни многих из них не насчитывает и нескольких десятков лет.
На этом фоне особенно выделяется завод Сергея Батенина. Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди частных фарфоровых заводов XIX века. Его характеризует стилистическая цельность и исключительная любовь к петербургским мотивам, а также своеобразные тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. В наши дни батенинский фарфор – редкость на антикварном рынке, т.к. завод просуществовал недолго (менее тридцати лет), и объемы производства были невелики.
Необыкновенная декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к выразительному рисунку и ярким чистым краскам можно увидеть в предметах, созданных мастерами завода Попова. Историки заслуженно назвали фарфор Попова «хрестоматией русского фарфора». На заводе использовали собственную палитру красок, разработанную в лаборатории завода, которая отличалась особой изысканностью тона. Прекрасное качество фарфоровой массы и высокий художественный уровень определили высокую цену на поповский фарфор. В 1831 году столовые сервизы завода стоили около 1500 рублей, что сопоставимо с ценами на продукцию Императорского завода.
Впоследствии рецепты красок завода Попова были проданы братьям Корниловым, владельцам фарфоровой мануфактуры. С 1843 года завод братьев Корниловых носил гордое звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Такое звание могли получить только те, кто в течение 8-10 лет выполнял придворные заказы. Продукцию братьев Корниловых сегодня относят к разряду элитного коллекционного фарфора.
По разнообразию продукции, выпускаемой братьями Корниловыми, могли поспорить лишь заводы Матвея Сидоровича Кузнецова, история которых началась в 1810 году. Художники и мастера кузнецовских заводов использовали в оформлении фарфора элементы практически всех стилей, существовавших когда-либо и новых, только входивших в моду, например, модерна. Матвей Сидорович понимал, что у сотен тысяч покупателей самые разные вкусы и пристрастия, но каждый из них должен найти среди его изделий что-то себе по душе. И действительно, кузнецовские фабрики выпускали посуду для всех слоев населения России. Для небогатых людей – расписанную в народных традициях гжельской керамики, для солидных купцов – помпезную и дорогую, с золотыми и рокайльными завитками, для утонченного покупателя – с «задумчивым» российскими пейзажами или в стиле модерн. С маркизами и пастушками – для любителей легкой и красивой жизни.
Продукция заводов Кузнецова завоевывала золотые медали на различных выставках в России и Европе. В течение 10 лет Матвей Сидорович ежегодно поставлял посуду для императорского двора, за что получил звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества» и право помещать на клейме изображения сразу двух Государственных гербов.
К началу XX века Кузнецовы были фактически монополистами на рынке фарфора в России. В это время они владели 18-ю предприятиями в разных регионах Российской империи; не менее 10 из этих предприятий превратились в крупнейшие в стране керамические заведения. Все 18 заводов принадлежали потомкам Якова Васильевича Кузнецова, основателя династии. «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» просуществовало вплоть до революции 1917 года. 4 февраля 1919 года «Товарищество М.С. Кузнецова» было национализировано. Правда, у наследников остался фарфоровый завод в Риге. И марку завода продолжали ставить «Товарищество М.С Кузнецова в Риге» вплоть до 1940 года, пока в Риге не установилась Советская власть.
Однако, несмотря на огромный объем производства, на сегодняшний день кузнецовский фарфор все реже встречается на антикварном рынке. Фарфор – вещь хрупкая, к тому же предназначенная для повседневного использования. Если раньше предметы, изготовленные на фабриках Кузнецова «жили» в каждой семье, сейчас они заняли подобающее место в коллекциях ведущих художественных музеев страны и частных собраниях. Русский фарфор высоко оценивается и на мировых антикварных аукционах, потому что он самобытен и оригинален.
Каждый из русских заводов создал свою неповторимую манеру и стиль. Даже иностранные заимствования никогда не были слепыми, а всегда несли на себе печать русского народного миропонимания и искусства. Поэтому во всем мире русский фарфор выделяется как характерный русский, а значит, самобытный и неповторимый.