Back to top

Фарфор. Мгновение, оставленное в танце.

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.

Вообще-то такой миниатюры — “Умирающий лебедь” — нет. Есть просто “Лебедь”, когда-то придуманный Михаилом Фокиным под впечатлением от музыки Сен-Санса. Но эмоциональный зритель додумал, окрестил, и вросло в название это слово-эпитет, а в результате появился новый фразеологический оборот. Но фразеологический оборот — это из области “низкого”, “утилитарного”, а из области “высокого” — родился новый Образ — образ Хрупкости, Мечты и недолговечности всего Прекрасно-Идеального.

Подобно мхатовской чайке, Прекрасный Лебедь трансформировался в символ Балета и балетную символику, “перелетел” на эмблемы всевозможных конкурсов, на холодные диски наград, на глянец рекламных плакатов..." \ Ж.Голенко"\

Анна Павлова говорила: “Балерина танцует не ногами, а душой”. Одна из ее подруг и преданных последовательниц, Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью:

«Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!»

Мода на изображение танцовщиков в скульптуре эпохи ар-деко возникла под влиянием балетных «Русских сезонов» в Европе, организованных в начале ХХ века Сергеем Дягилевым. Персонажи знаменитых постановок «Жар-птица», «Клеопатра» и «Павильон Армиды», а также образы русских танцовщиков — наиболее распространенная тема декоративной скульптуры 1920—1930-х годов. Со временем крупнейшие мануфактуры стали выпускать целые тиражи подобных статуэток.

Статуэтка  Умирающий лебедь (Анна Павлова) была создана в 1919 году одним из самых известных и значимых авторов фарфоровой пластики 20-30-х годов XX века - скульптором Constantin Holzer-Defanti (Константин Хольцер-Дефанти) для известнейшей немецкой фабрики Розенталь (Rosenthal).

Для справки: Мануфактура Rosenthal была основана в 1879 году Филипом Розенталем в Зельбе, как художественная мастерская и по сей день остается в первых рядах производителей фарфора. С самого начала своей деятельности фирма выпускала почти весь ассортимент фарфоровых изделий, в том числе и скульптуру. В скульптуре преобладают женские образы и изображения птиц и животных. Над созданием фигурок работали известные художники. Великолепная пластика, тщательная проработка формы, идеально подобранная цветовая гамма.  

За более чем 120-летнюю историю, фарфор Розенталя стал символом качества и утонченности. Продукция данной торговой марки отличается гармоничным сочетанием классического дизайна и безупречного качества.

Фарфор Rosenthal признан во всем мире и представляет несомненный интерес для коллекционеров и любителей фарфора. Марка  Rosenthal - это синоним престижа, марка, широко известная во всем мире, гарантирующая отличное качество предмета и его высокую художественную и историческую ценность.